Налоги

Утилизационный сбор на автомобили в 2023 году в России: что это такое, расчет и порядок оплаты

С 2012 года в России все ввозимые и произведенные автомобили облагаются специальным сбором. По изначальной задумке он вводился, чтобы у государства были деньги на утилизацию отслужившей свое техники. Утилизационный сбор в 2023 году по-прежнему платят все, кто производит внутри страны или ввозит авто и другую технику из-за границы. Рассказываем всё, что нужно знать об этом платеже.

Что такое утилизационный сбор

Утилизационный сбор – это единоразовый сбор, которым облагаются российские производители транспортных средств и импортеры техники зарубежного производства. Платят они за то, что в будущем, когда техника придет в негодность, ее можно будет утилизировать правильно и с соблюдением всех необходимых экологических норм.

Утильсбор не прописан в Налоговом кодексе, он регулируется отдельным нормативным актом. Все нюансы прописаны в ст. 24.1 федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, который в целом регулирует работу по отходам на различных производствах. А статью конкретно про утилизационный сбор для транспорта в него добавили около 10 лет назад.

Зачем он был введен в России

Впервые об утилизации старой техники в России задумались еще в 2009 году – тогда владельцам старых машин стали выдавать сертификаты в 50 тысяч рублей на покупку новых. Чтобы получить его, нужно было сдать свое авто на переработку (по сути, просто снять с учета). Программа утилизации действовала около 3 лет и помогла избавиться от огромного количества автохлама, который до этого ржавел в гаражах и на улицах.

В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию, членство в которой требовало от правительства снять значительную часть торговых барьеров. Из-за этого был риск, что в Россию массово хлынут поддержанные и откровенно старые иномарки. А утильсбор должен был защитить рынок от некачественных автомобилей. Поэтому Владимир Путин (тогда он был премьер-министром) во время посещения завода в Тольятти поручил проработать механизм внедрения утилизационного сбора.

Тогда же были и установлены базовые ставки на любые машины, ввозимые из-за границы. Они актуальны до сих пор:

  • легковой автомобиль – 20 тысяч рублей;
  • грузовой автомобиль – 150 тысяч рублей.

Но это не окончательные цифры. Ставки еще умножались на специальный коэффициент, который учитывает возраст авто, объем двигателя и другие важные параметры, имеющие какое-либо отношение к экологии. Например, в том же 2012 году за новый легковой автомобиль нужно было заплатить чуть больше 50 тысяч рублей. А за иномарку возрастом старше 3 лет – в 7 раз больше (около 350 тысяч).

В последующие годы закон дополнялся новыми транспортными средствами, а также происходила индексация выплат:

  • В 2015 году в список транспортных средств добавили прицепы. Ставку на них сделали такую же, как и на грузовики.
  • В 2016 году размер сбора был увеличен на 65%.
  • В 2018 году была индексация еще на 14%.

И если изначально утилизационный сбор накладывался только на импортеров зарубежных моделей, то теперь его платят и российские производители, если машина сошла с конвейера в нашей стране.

Сейчас считается, что с помощью сбора государство также стимулирует развитие внутрироссийского производства. Дело в том, что производитель, заключивший с правительством специальный инвестиционный контракт (СПИК), получает компенсацию уплаченного утильсбора. Но для этого он должен набрать определенное количество баллов локализации производства. Соответственно, российским производителям сбор возвращают в виде субсидий, а иностранным – нет. И из-за этого им сложнее конкурировать с российскими компаниями.

Впрочем, в реалиях 2022 и 2023 годов всё немного поменялось – многие производители свернули проекты в России, а импорт остался только из Китая и некоторых дружественных стран.

На какую технику распространяется

Полный список транспортных средств, за которые нужно уплачивать сбор, указан в двух нормативных актах:

  • Постановление Правительства РФ №81 от 6 февраля 2016 года – список касается самоходной техники.
  • Постановление Правительства 1291 от 26 декабря 2013 года – там указан полный перечень колесной техники, облагаемой сбором.

В обоих списках указаны виды и категории разных транспортных средств и техники. В первую очередь это:

  • легковые автомобили;
  • грузовые авто;
  • тракторы – колесные или гусеничные;
  • комбайны;
  • погрузчики;
  • бульдозеры и прочая спецтехника.

Если в обоих списках не удалось найти нужное транспортное средство, это автоматически означает, что утилизационный сбор за нее платить не нужно.

В каких случаях нужно уплачивать утилизационный сбор

Сбор платят компании и частные лица, благодаря которым транспорт так или иначе оказывается в России. Соответственно, это обязанность ложится на плечи:

  • Производителей – если транспортное средство собрано на территории РФ.
  • Импортеров – если речь идет о технике, которую ввозят из других стран. Платят как за поддержанные машины, так и за новые.
  • Покупателей – это могут быть транспортные компании и обычные граждане. Им придется платить, если до них этого никто не сделал. Такие ситуации могут возникнуть, когда производитель/импортер освобожден от утильсбора или должен был его перечислить, но так этого и не сделал.

Есть определенные правила и условия, по которым перечисляется утилизационный сбор на автомобили в России:

  • Он оформляется отдельно на каждое транспортное средство, ввезенное в Россию или произведенное внутри страны. То есть, нельзя оформить один документ на всю партию – только на каждое отдельное авто.
  • Если ТС вводится в Россию, то сбор должен быть уплачен до окончания таможенного оформления или до того, как авто поступит в обращение. Без этого машину нельзя будет зарегистрировать.
  • Российские производители должны заплатить утильсбор в том квартале, который следует за кварталом, в котором машина сошла с конвейера.

И самое главное – оплата утилизационного сбора происходит лишь один раз и только кем-то одним. Соответственно, он работает как своего рода таможенная пошлина – как только сбор уплачен, авто считается легализованным в России.

Еще важно, что это касается даже ввоза авто из стран ЕАЭС (с которыми у России общее таможенное пространство). То есть, нужно платить утилизационный сбор и на автомобили из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении.

В каких случаях он не уплачивается

Как почти у любого налога, здесь тоже есть свои исключения. Не все транспортные средства, которые ввозят в Россию, облагаются сбором, от него освобождаются:

  • Машины, для которых используется таможенная процедура временного ввоза. То есть, если иностранец приехал в Россию с туристическими целями, он не переоформляет авто на российские номера и не платит сбор.
  • Ретро-автомобили, которые произведены более 30 лет назад. При этом они не должны использоваться в коммерческих целях, то есть это чей-то личный транспорт. Еще одно условие – детали кузова и двигателя должны быть или оригинальными, или отреставрированными до первоначального вида.
  • Машины, которым меньше 3-х лет и к которым применяется процедура свободной таможенной зоны Калининградской области.
  • Авто, которые принадлежат иностранным диппредставительствам и представителям международных организаций, если они имеют соответствующий иммунитет. Также это могут быть личные автомобили дипломатов или сотрудников организаций, а также членов их семей.
  • Машины, которые являются собственностью граждан, имеющих официальный статус добровольных или вынужденных переселенцев, а также личный транспорт беженцев.

Если по каким-то причинам утилизационный сбор на автомобиль в 2023 году был уплачен, но при этом попадает под льготную категорию, то есть специальная процедура для возврата уплаченной суммы.

Расчет утилизационного сбора в 2023 году

Утильсбор рассчитывается для каждого ТС исходя из его типа, возраста, мощности и прочих параметров.

Всего есть два основных параметра:

  • Базовая ставка – это фиксированная сумма для конкретной категории транспортных средств, например, легкового или грузового авто.
  • Дополнительный коэффициент – его значение меняется в зависимости от многих параметров, например, возраста машины, объема двигателя, массы и так далее.

Зная эти значения, можно легко рассчитать утилизационный сбор на любую технику.

Формула расчета утильсбора

Формула выглядит очень просто – достаточно перемножить два главных параметра:

  • УС = БС х К, где
    • УС – утилизационный сбор,
    • БС – базовая ставка,
    • К – коэффициент.

Базовые ставки со времен введения утилизационного сбора не изменилась. На 2023 год они такие же:

  • легковые автомобили – 20 тысяч рублей;
  • грузовые автомобили и прицепы к ним – 150 тысяч рублей;
  • самоходные машины и прицепы к ним, а также спецтехника – 172,5 тысячи рублей.

Что касается повышающего коэффициента, то даже для одной и той же модели транспортного средства он может отличаться. Например, если есть разница в годе выпуска, объеме двигателя и так далее. Полный перечень коэффициентов можно найти в Постановлении правительства № 1350, а уже потом с его помощью произвести расчет утилизационного сбора на конкретный экземпляр.

Размер утилизационного сбора на автомобили и другую технику на 2023 год

Рассмотрим самый частый пример – когда обычный человек покупает автомобиль за границей и привозит его в Россию. Чаще всего условия такие, что утилизационный сбор платит именно он.

Для этого случая при базовой ставке в 20 тысяч рублей применяются такие коэффициенты и итоговые суммы:

Если к легковому автомобилю прилагается прицеп и его грузоподъемность менее 10 тонн, утильсбор платить отдельно для него не нужно.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей все немного сложнее и значительно дороже. Тут учитывается не только возраст автомобиля, но и объем двигателя. Например, на электромобили без двигателя внутреннего сгорания таблица коэффициентов выглядит так:

А для классических бензиновых двигателей значения в разы выше:

И, конечно, свои расчеты есть для каждого вида спецтехники. Этих видов очень много, например, за автобус нужно заплатить от 214 тысяч до 1,5 миллионов рублей:

Источник: ucsol.ru

За крупнотоннажный прицеп нужно отдать от 172 тысяч до 1,2 миллионов рублей:

Источник: ucsol.ru

Повышение утилизационного сбора с 1 августа 2023 года

С 1 августа 2023 года правительство повысило размеры утилизационного сбора, а также впервые разделило ставки сбора для разных целей ввоза автомобилей.

Новые тарифы для физических лиц будут такими:

  • При ввозе автомобиля для личного пользования с объемом двигателя до 3 литров они не меняются – это те же 3400 рублей.
  • За автомобиль с двигателем объемом от 3 до 3,5 литров сбор составит 970 тысяч рублей.
  • За ввоз авто с объемом двигателя более 3,5 литров – 1,2 миллиона рублей.
  • Если автомобиль сменит собственника в первые 12 месяцев после ввоза, то придется оплачивать сбор и за менее мощные автомобили:
    • объем двигателя до 1 литра – 81,2 тысячи рублей;
    • от 1 до 2 литров – 300 тысяч;
    • от 2 до 3 литров – 844 тысячи рублей.

Пропорционально увеличиваются и коэффициенты за ввоз авто старше 3 лет. Например, если ввезти автомобиль с объемом двигателя от 3 до 3,5 литров старше 3 лет, то придется отдать 1,485 млн рублей.

Новые коэффициенты для физлиц

Для юридических лиц будут действовать те же тарифы, но без льготы на авто с объемом двигателя до 3 литров (льготу получают только физлица). А за ввоз электромобиля придется отдать от 360 тысяч рублей.

Исключение оставили только для жителей Дальнего Востока, которые ввозят автомобили для личного пользования – для них сбор не изменится.

Как оплатить утилизационный сбор в 2023 году

Независимо от того, кто должен уплачивать сбор, порядок действий будет таким:

  1. Рассчитать утильсбор и заполнить специальную форму.
  2. Оплатить сбор.
  3. Подготовить документы, подтверждающие данные, которые использовались в расчетах.
  4. Предоставить эти документы и квитанцию об оплате в таможенные органы.
  5. Получить таможенный приходной ордер (ТПО).

Самое главное: утильсбор уплачивается в бюджет по определенным кодам бюджетной классификации, а всю остальную работу нужно будет проделать через Федеральную таможенную службу (ФТС).

Исключение – российские автопроизводители, а также те, кто купил авто в России у собственника, не платившего сбор, оформляют его через Федеральную налоговую службу. Этот вариант актуален, например, для тех, кто пользуется услугами перекупщиков, покупающих авто за границей на свое имя, а не на окончательного покупателя.

Сроки оплаты

В случае колесной техники на то, чтобы перечислить деньги и подать документы в таможенный орган, по закону дается 15 дней. Этот срок действует как для производителей автомобилей, так и для импортеров. Он начинает отсчитываться:

  • для производителей – когда машина полностью готова к эксплуатации;
  • для импортеров – как только техника пересечет границу.

В случае с самоходной техникой сроки еще жестче. В этом случае производителям нужно подать документы в таможенный орган еще до выпуска машины, а именно на этапе ее декларирования. А при ввозе техники из других стран дается 5 дней на подачу документов.

Если не оплатить утилизационный сбор, то не получится поставить автомобиль на учет.

Уплата сбора

Утилизационный сбор оплачивается по системе авансовых платежей (поэтому верный КБК указан в категории «авансовый платеж»). В качестве основного документа, который удостоверяет плательщика, выступает ИНН. То есть, ФТС будет отслеживать наличие платежа не только по квитанции, но и по ИНН в системе.

Также нужно знать реквизиты:

  • Получатель – межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
  • ИНН получателя – 7730176610
  • КПП получателя – 773001001
  • Наименование банка, в который поступят средства – Операционный департамент Банка РФ, Межрегиональное операционное УФК Москвы
  • БИК банка, куда поступают средства – 024501901
  • Номер счета в этом банке – 40102810045370000002
  • Номер казначейского счета – 03100643000000019502
  • ОКТМО – 45328000
  • КБК – 15311009000011000110

Вносить деньги можно разными способами – через кассу банка, мобильное приложение, банкомат, платежный терминал или оператора таможенных платежей. На форумах советуют платить в кассе банка, потому что в ФТС нужно подавать бумажную квитанцию об оплате.

Подача документов

Для того чтобы оформить оплату утилизационного сбора, нужно обращаться в таможенный орган. Тут есть два варианта:

  • в тот таможенный пост, в котором проходило декларирование транспортного средства;
  • таможенный пост по месту жительства того, кто будет платить.

С собой необходимо иметь следующие документы:

  • Расчет утильсбора. Он должен быть оформлен на специальном бланке, а пример заполнения можно посмотреть здесь. Заполняется он вручную (в Excel) тем, кто будет подавать документы, сдается в распечатанном виде.
  • Копии документов на само транспортное средство – одобрение типа (ОТТС), сертификаты соответствия, свидетельство о конструктивной безопасности (СКБТС) и все другие документы, которые прилагаются к машине.
  • Копии квитанции об уплате сбора.

Если документы подаются в бумажном виде, то понадобится еще копия паспорта, ИНН, документ на право собственности транспортным средством. Если подачей документов будет заниматься не сам владелец, а его представитель, то понадобится еще и копия документа, подтверждающего его полномочия.

Судя по отзывам на форумах и в комментариях, ФТС значительно отстает по степени цифровизации своих сервисов от лучших примеров. Говоря проще, на таможенном посту документы принимают дважды по полдня в неделю, есть путаница с КБК, а таможенники могут потребовать дополнительные сведения об автомобиле.

Те, кто платит через ФНС (купившие у перекупщиков авто), пишут, что оформляется всё быстро, но платеж может потеряться.

Комментарий с сайта drom.ru

Простановка отметки в ПТС

После того как все документы пройдут проверку, а оплата будет произведена, в ПТС транспортного средства проставят отметку об этом. Она будет находиться в разделе «Особые отметки». Надпись выглядит как «Утилизационный сбор оплачен. ТПО №…»:

Так выглядит отметка в ПТС / Источник: glushak63.ru

Если на транспортное средство не нужно платить утилизационный сбор, в ПТС также появится отметка. Но в ней будет указано, что сбор не производился и по какой причине.

Ответственность за неуплату

Штрафов или иной формы наказания за отсутствие утилизационного сбора нет. Но у владельца такого транспортного средства будут «связаны руки», он не сможет совершить с автомобилем важные юридические действия.

Например, импортер не сможет растаможить машину. Соответственно, он не сможет ее потом продать. То же самое касается и производителя. Потенциальный покупатель скорее всего не захочет иметь дело с такой техникой, так как он не сможет ее зарегистрировать. И ему придется самому заниматься уплатой утилизационного сбора.

Изменения в утилизационном сборе в 2023 году

Основные аспекты работы с утиль-сбором утверждены уже много лет. Но нюансы могут меняться. В частности, свои новшества появились и в 2023 году:

  • Крупным автопроизводителям разрешили оплачивать утильсбор за автомобили 2022 года на протяжении всего нынешнего года. Крайний срок – 15 декабря 2023 года.
  • С 1 марта 2023 по-другому платится утилизационный сбор на автомобили, ввезенные из других стран. Это касается самоходной техники и прицепов к ней. Теперь используются авансовые платежи, которые нужно перечислять на КБК 15311009000011000110.
  • Изменились и правила возврата за переплату утильсбора. На общую сумму теперь будут еще и начислять проценты.

В июле 2023 года стало известно и о более кардинальных изменениях в системе. Так, власти намерены увеличить ставки утилизационного сбора на автомобили, которые будут перепродаваться в течение 3 лет после ввоза в Россию. Речь идет об автодилерах, а такое решение инициировал АвтоВАЗ. Платить повышенный сбор придется даже тем, кто ввозит автомобили по параллельному импорту.

Инициативу поддержало правительство в лице премьер-министра, и одобрил Совет Федерации. Чуть позже окончательное решение приняло правительство, новые ставки вступают в силу с 1 августа 2023 года.

Участники рынка этим не очень довольны, потому что автомобили и так дорожают из-за ослабления рубля. А по новым правилам пока неясно, что подразумевается под понятием «перепродажа» — коснется это автодилеров или только конечных покупателей.

Утилизационный сбор на автомобили в других странах

Помимо России подобный сбор есть и в других странах СНГ. К примеру, в Беларуси, но там существуют отличия по возрасту автомобиля. Есть три уровня: авто младше 3 лет, от 3 до 7 лет и старше 7 лет.

Другие страны тоже собирают деньги на утилизацию старых машин:

  • В Узбекистане утильсбор появился в 2020 году. Принцип уплаты такой же, как в России.
  • В Казахстане эта выплата появилась еще раньше, в 2016-м. Но в этой стране утилизационный сбор платят только за легковые автомобили.
  • В Евросоюзе ситуация более сложная. Там утилизационный сбор существует, но во всех странах он оформляется по-разному. Например, в Норвегии и Нидерландах покупателям нужно заплатить фиксированную сумму при покупке нового авто. При переводе на наши рубли сумма совсем небольшая – 2-3 тысячи. Более того, в Норвегии владельцу в будущем могут вернуть деньги, если он сам отвезет машину на утилизацию.
  • В Германии утильсбор закладывается в транспортный налог. И платить его нужно ежегодно.
  • А во Франции даже транспортного налога нет. Но есть регистрационный сбор при покупке новой или поддержанной машины. И вот в нем закладывают еще так называемый экологический налог.
  • Есть аналог утилизационного сбора и в Японии. Там его опять же платят покупатели, когда приобретают новый автомобиль. Сумма около 13 тысяч йен, что равно примерно 8 тысячам рублей.

Часто задаваемые вопросы

Как доказать уплату утилизационного сбора?

Для этого расчет утилизационного сбора сдается в таможенный орган. Если он был посчитан верно, а оплата поступила в бюджет, сотрудники сделают отметку в ПТС.

В каком случае в ПТС может не стоять отметка об уплаченном сборе?

Такой случай может быть только один – если транспортное средство не проходило процедуру уплаты таможенного сбора. И это влечет за собой проблемы с регистрацией этой техники.

Нужно ли платить сбор, если автомобиль ввозится в Россию второй раз?

Нет, не нужно. Утилизационный сбор платится только один раз, и информация об этом хранится в базе таможни.

Нужно ли платить за автомобиль, который ввозят из ЕАЭС, если на него уже в других странах оплачивали утилизационный сбор?

Да, платить сбор в России все равно придется. Даже если в странах ЕАЭС за него уже был уплачен аналогичный или похожий сбор.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»