Банки и власти выступили против раздолжнителей: что ждет антиколлекторов
Регулятор еще десять лет назад предупреждал о рисках, связанных с недобросовестными компаниями, обещающими освобождение от долгов за вознаграждение.
На фоне постоянно растущей закредитованности населения в России все чаще можно встретить рекламу услуг так называемых «раздолжнителей» или «антиколлекторов». Это небольшие фирмы, обещающие гражданам за относительно небольшую плату «разобраться» с долгами перед банками. По факту они лишь оказывают консультации по вопросам долгов и личного банкротства.
Банк России еще в 2014 году предупреждал о рисках, которые несут подобные структуры. Теперь же против «антиколлекторов» начали борьбу и сами банки. Участники рынка, как сообщает РБК со ссылкой на собственные источники, начали консультации с Центробанком и Генеральной прокуратурой поправки к законодательству, запрещающие хотя бы рекламу таких услуг.
Представитель Центробанка подтвердил, что запрет на рекламу «борцов с долгами» действительно обсуждается. И напомнил свою позицию – использование услуг таких компаний может принести финансовые потери клиентам.
Юристы подтверждают, что большинство компаний, рекламирующих услуги банкротства, действуют недобросовестно. Фактически они получают вознаграждение за услуги, которые должен оказывать арбитражный управляющий в процедуре банкротства. Но при этом фирмы-антиколлекторы не предупреждают клиентов о последствиях банкротства. Среди них – продажа почти всего имущества, риск оспаривания прошлых сделок и невозможность получить кредит после списания долгов.
Что интересно, около 99% клиентов проходят банкротство именно с помощью сторонних компаний. Банки расценивают это как угрозу – ведь деньги фактически уходят не на погашение долгов, а в карманы «раздолжнителей». Всего россияне в год отдают им примерно 50 миллиардов рублей, а в отдельных случаях их услуги могут стоить до 300 тысяч рублей. Взамен они создают дополнительную нагрузку на надзорные ведомства, «засыпая» их бессмысленными требованиями.
В Госдуме запрет на рекламу «антиколлекторов» пока не обсуждается, но его поддержат в будущем. А представитель одного из банков предлагает запретить в рекламе гарантию положительного результата, запретить вводить клиентов в заблуждение касательно простоты процедуры и обязательно указывать ее последствия.